«В зеркале СМИ»
Версия для печати

Экспертный совет обсудил проект закона о деятельности уполномоченных в субъектах Российской Федерации

d668ff80-268f-4d69-acaa-ac436da0b8e6

26 октября на заседании Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации состоялось обсуждение проекта Федерального Закона «Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации».

По словам федерального омбудсмена, закон призван комплексно урегулировать деятельность уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации и в частности:

1) унифицирует организационно-правовое положение института уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации (устанавливает единые принципы и стандарты).

2) расширяет и уточняет перечень гарантий независимости деятельности региональных уполномоченных, а именно:

принцип неподотчётности, специальный порядок возбуждения уголовного дела в отношении уполномоченного и производства по нему; установление административной ответственности за вмешательство в законную деятельность уполномоченных; предоставление уполномоченным права отказаться от дачи свидетельских показаний в связи с исполнением должностных обязанностей; установление исключительно на уровне федерального закона требований, ограничений и запретов, которые обязан соблюдать уполномоченный;

3) уточняет правовой статус (полномочия) региональных уполномоченных, в том числе наделяет их правом:

— обращаться в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) указанных в законе субъектов публичной власти;
— участвовать в работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
— обращаться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора суда;
— обращаться в суд с ходатайством об ознакомлении с материалами по гражданскому или административному делу и др.;

4) закрепляет общие начала взаимодействия уполномоченных с органами государственной власти в регионе, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества:

— расширяет круг должностных лиц, у которых уполномоченные вправе запрашивать документы, беспрепятственно посещать, получать объяснения, пользоваться правом безотлагательного приема, в том числе территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту Российской Федерации;

— предоставляет региональным уполномоченным право:

  • направлять рекомендации органам публичной власти и получать ответы об их рассмотрении и принятии мер в 30-дневный срок;
  • принимать меры при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод, в случаях, имеющих особое общественное значение, или связанных с защитой лиц, не способных самостоятельно защищать свои права;
  • представлять ежегодный доклад в законодательном собрании субъекта Российской Федерации;
  • иметь помощников, осуществляющих деятельность на общественных началах.

5) устанавливает порядок рассмотрения жалоб граждан, поступающих к региональным уполномоченным по правам человека;

6) регламентирует порядок взаимоотношений федерального Уполномоченного и региональных властей при назначении уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. Закрепляется возможность согласования федеральным уполномоченным нескольких кандидатур на должность регионального уполномоченного.

 

По материалам сайта УПЧ в РФ

Поделиться:
Follow by Email
Facebook
Twitter
SOCIALICON