Порядок обращения
Версия для печати

В каких случаях следует обращаться к Уполномоченному?

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Поэтому, обращаться к Уполномоченному стоит лишь тогда, когда исчерпаны все иные правовые возможности, т.е. когда обращения в органы государственной власти области, органы местного самоуправления или областные (территориальные)  управления федеральных органов  исполнительной власти, которые по закону должны были решить Ваш вопрос, не принесли положительных результатов. В этом случае Вы имеете право обратиться к Уполномоченному с жалобой на действия или бездействия  данных органов, их должностных лиц, а Уполномоченный обязан предпринять все предусмотренные законодательством действия в защиту Ваших прав.

Если жалоба в адрес Уполномоченного будет носить первичный характер, будьте готовы к тому, что она может быть не принята к исполнению  или передана в органы государственной власти или органы местного самоуправления, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу. Исключением из общего правила является обязательность рассмотрения Уполномоченным первичных обращений от лиц, содержащихся в местах принудительного содержания (изоляторы временного содержания, следственные изоляторы, исправительные колонии, специальные учреждения временного содержания иностранных граждан, психоневрологические  интернаты и т.п.). Люди, которые там находятся, как правило, не могут защитить свои права самостоятельно.

 Обращаясь к Уполномоченному необходимо также знать, что он не вправе:

— давать указания должностным лицам органов власти;
— вмешиваться в деятельность суда, прокуратуры, органов следствия и дознания;
— требовать отмены или изменения судебных решений.

Лица, имеющие право обращения к Уполномоченному

К Уполномоченному по правам человека в Вологодской области вправе обратиться с жалобами на нарушение своих прав граждане Российской Федерации и находящиеся на территории области иностранные граждане и лица без гражданства.

Форма и содержание жалобы

Жалоба должна быть подана Уполномоченному в письменной форме или в форме электронного документа заявителем, чьи права нарушены, либо его представителем, полномочия которого подтверждены в установленном порядке. Допускаются коллективные жалобы с указанием конкретного лица для направления ответа.

Жалоба должна содержать:

—  фамилию, имя, отчество;

—  почтовый адрес заявителя и (или) адрес электронной почты ;

— изложение существа решений, действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы.

Заявитель вправе приложить к жалобе документы и материалы либо их копии по вопросам, содержащимся в жалобе (копии официальных ответов органов власти и местного самоуправления, администраций мест принудительного содержания граждан на Ваши обращения, копии судебных решений). Для более объективного, всестороннего и оперативного рассмотрения жалобы лучше всего делать это сразу при передаче (отправлении) жалобы на имя Уполномоченного.

Анонимные жалобы Уполномоченным не рассматриваются.

Жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной.

Действия, которые Уполномоченный вправе предпринять при получении жалобы:

—  принять жалобу к рассмотрению;

—  разъяснить заявителю  средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

— передать жалобу в государственные органы, органы местного самоуправления, должностным лицам, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

—  отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

Действия, которые Уполномоченный предпринимает при принятии жалобы к рассмотрению

Уполномоченный не может передавать жалобу или поручать проверку по ней государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.

Срок рассмотрения жалобы составляет 30 календарных дней со дня регистрации. В случае продлении срока рассмотрения жалобы (не более чем на 30 календарных дней) Уполномоченный уведомляет об этом заявителя.

В случае передачи жалобы на рассмотрение в государственные органы, органы местного самоуправления, должностным лицам, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу или отказе в принятии жалобы к рассмотрению о принятом решении Уполномоченный уведомляет заявителя в течение семи дней со дня регистрации жалобы.

Защита персональных данных

Информация заявителю Уполномоченным предоставляется в соответствие с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

Образец письменного обращения к Уполномоченному